Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.
Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.
Что же выбрать родителям детей того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.
Итак, вашему малышу от полутора до трёх лет. Чему уделить особое внимание?
Развитие крупной моторики
В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако потребность в движении ещё очень высока: возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепление всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.
Что вам потребуется?
- Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
- Обеспечить возможность развивать движения дома и на детской площадке: на ступеньках, горках, канатах и т. п.
- Различные активные игры, танцы, в том числе с повторением движений взрослого.
Развитие мелкой моторики
В возрасте от полутора лет начинается активное развитие мелкой моторики. На возраст 1,5–3 лет приходится сензитивный период интереса к мелким предметам. Ребёнок осваивает более сложные движения, стремится орудовать сложными для него маленькими деталями, осваивает операции анализа и синтеза.
Что вам потребуется?
Не обязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из материалов и заменять одни другими.
- Как только ребёнок перестает исследовать предметы ртом, предоставьте ему возможность орудовать мелкими предметами.
- Баночки с шариками, «копилки», сортеры, различные материалы с раскладыванием шариков или других предметов в отверстия.
- Различные рамки-вкладыши.
- Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
- Подбор ключиков к различным замочкам.
- По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда…
- Пирамидки или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
- Игры с прищепками.
- Рамки с застёжками: на липучках, на 3 большие пуговицы.
- Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
- Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
- Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
- Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
Сенсорное развитие
Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Теперь ребёнок не просто получает сенсорный опыт из окружающей среды: появляется необходимость в уточнении восприятия. Поэтому вы можете начинать предлагать сенсорные материалы.
Что вам потребуется?
- Различные сортировки. Так как на данный возраст приходится период интереса к мелким предметам, дети обычно с удовольствием проделывают любые виды сортировок: по цвету, размеру, форме, различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
- Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрешки, стаканчики.
- «Волшебный мешочек» с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке.
- Парные мешочки с различными крупами.
- Показывайте малышу разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «Это гладкое, это шершавое»; опускайте ручки ребёнка сначала в холодную, а затем в тёплую воду.
- Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
- Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
Развитие речи
Часто в возрасте полутора лет ребёнок попадает в некомфортную для него ситуацию: понимая обращенную к нему речь, он не может воспользоваться ею из-за недостатка словарного запаса. Он хочет говорить, но пока не может. Поэтому родители должны прежде всего создать среду, которая позволяла бы расширять словарный запас ребёнка.
Что вам потребуется?
- Наборы фигурок или реальных предметов в корзинках, коробочках по темам (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт). Такие материалы, как фигурки животных или коробочка с игрушечной посудой, могут стоять на полочке постоянно, а реальные предметы (фрукты, одежду, посуду) можно использовать только для проведения трёхступенчатого урока. Вы можете также использовать доски-вкладыши с предметами на тему (транспорт, животные и т. п.).
- Фигурки-глаголы (фигурки, изображающие людей, которые едят, спят, бегут…) Можно использовать карточки.
- Материал на сопоставление предмета с его изображением.
- Книжки по темам (например, про животных, погоду) или те, в которых на каждой странице представлена определённая группа предметов. Книжки должны быть с реалистичными, красивыми изображениями предметов.
- Инвентарь для проигрывания небольших сценок из жизни.
Упражнения практической жизни
В возрасте полутора-трёх лет ребёнок пытается повторить все действия взрослых. Поэтому вы можете начинать предлагать ему все те упражнения практической жизни, которые вы проделываете сами. Например, следующие:
- Протирание пыли, подметание.
- Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
- Уход за цветами и домашними животными.
- Чистка обуви и одежды.
- Помощь на кухне.
- Помощь в саду или огороде.
Что вам потребуется:
- Удостоверьтесь, что ребёнку удобно и все материалы подобраны по его росту.
- Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке.
Ребёнок в данном возрасте переживает период развития чувства порядка, поэтому для него очень важно, чтобы все предметы были на своём месте. А каждый раз после использования кладите все материалы на отведённое им место.
Творчество
Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат, как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества так, чтобы в будущем он имел больше возможностей для творчества.
Что вам потребуется?
- Столик и стульчик по росту ребёнка.
- Разная бумага и мольберт.
- Доска для рисования мелом и цветные мелки.
- Стена, где вы можете вывешивать новые работы ребёнка.
- Карандаши: восковые и обычные, можно приобрести также и акварельные.
- Пальчиковые краски, акварель, гуашь.
- Различные штампики.
- Материал для резания: ножницы, полоски бумаги.
- Материалы для коллажей: клей, баночка с кусочками бумаги, нарезанными ребёнком, природные материалы, нитки, вата.
- Пластилин или солёное тесто.
- Природные материалы.