Педагогика Монтессори
Педагогика Монтессори – это философия развития ребенка и человека, представленная доктором Марией Монтессори, итальянским врачом, жившим с 1870 по 1952 год, она начала свою педагогическую деятельность, обучая детей в психиатрическом учреждении. При этом она брала за основу опыт работы и исследования Жана Итара (1774-1838), наиболее известного своей работой с “диким мальчиком Аверона”, и Эдварда Сегена (1821-1882), который расширил работу Итара с плохо слышащими детьми.
Ряд детей достигли такого значительного прогресса, что они превзошли других детей, получивших образование в обычных школах. Монтессори тогда приступила к изучению того, что можно взять за основу в образовательном процессе.
В 1907 году Монтессори была назначена директором детского сада для шестилетних детей в трущобах Рима. Так началась первая «Casa dei Bambini».
Монтессори использовала те же методы, что и в психиатрическом учреждении, позволяя детям работать самостоятельно и выбирать интересующие их виды деятельности. Она заметила, что по мере того, как дети работали с материалами, они развивали значительную концентрацию и самодисциплину. Она разработала новые материалы и исключила все, что не понравилось детям. Она разработала теории метода Монтессори, основанные на тщательном наблюдении за детьми и за потребностями в развитии ребенка.
Теория Монтессори
Образование Монтессори обусловлено амбициозной целью: помочь развитию ребенка до полноценного взрослого человека со своим обществом и с человечеством в целом. В то время как традиционный подход к образованию, который преобладает сегодня, по-прежнему сосредоточен на передаче определенных блоков знаний, подход педагогики Монтессори направлен на поддержку естественного развития человека. Это сделано с пониманием того, что полностью развитый человек лучше склонен к изучению того, что ему нужно, чтобы стать интегрированным и активным членом общества.
Сегодня, как это было столетие назад, образование справедливо рассматривается как средство борьбы с нищетой, неравенством, антисоциальным поведением и другими проблемами общества. Мария Монтессори считала, что с самого рождения именно ребенок руководит своим развитием. Основной проблемой традиционного образования является отсутствие веры в то, что ребенок продолжает руководствоваться своим собственным развитием — и направлять педагогов в поддержку этой задачи.
Педагогика Монтессори начинается с понимания того, что роль взрослого заключается в том, чтобы помочь развить врожденные способности ребенка. Малыш с самых ранних моментов жизни обладает большими конструктивными энергиями, которые определяют формирование его разума и координацию его тела. Подход Монтессори был разработан без предвзятых идей относительно того, как лучше всего помочь ребенку в его путешествии во взрослую жизнь. Идеи основывались на наблюдении за детьми в различных культурах и во многих странах.
Из этих наблюдений вытекали ключевые теории педагогики Монтессори:
Есть четыре ключевых этапа развития в пути к взрослой жизни — 0-6 лет, 6-12 лет, 12-18 лет и 18-24 лет. Каждый этап имеет свои собственные цели; в первую очередь развитие самого себя как индивидуального существа, во втором — развитие социального бытия, в третьем — рождение взрослого и нахождение чувства собственного достоинства, прежде чем консолидировать зрелую личность и стать специализированным исследователем в четвертом этапе. Полное развитие взрослого человека требует удовлетворения конкретных потребностей каждого из этих периодов.
Внутри каждого из этих этапов ребенок или подросток имеет специфические «чувствительности» или «окна возможностей» для получения определенной человеческой черты, например чувствительность, которая ведет ребенка к приобретению его языка в первый период (0-6 лет ), или что ведет ребенка к развитию морального «компаса» на втором этапе (6-12 лет).
Существует ряд поведенческих тенденций, которые дают каждому ребенку возможность адаптироваться к своему месту и времени. Эти человеческие черты, такие как исследование, упорядочивание, манипулирование, воображение, повторение, работа и общение, имеют решающее значение для эволюции человека и действуют внутри ребенка.
Практика Монтессори
Подготовленная среда
Образование Монтессори стремится обеспечить ребенку среду, идеально подходящую для его стадии развития, которая позволяет ему реагировать на внутренний вызов специфической «чувствительности» и свободу действовать в соответствии с естественными поведенческими тенденциями. Это обеспечивает надежную и постоянную основу для образования, если образование рассматривается как метод для удовлетворения оптимального потенциала ребенка во всех аспектах его новой личности.
Ребенок нуждается в месте, предназначенном для удовлетворения этих врожденных чувств и тенденций. Это место или «подготовленная среда» различны для каждого плана развития, но руководствуются одними и теми же принципами. Подготовленная среда и роль учителя в классе отличает педагогику Монтессори от других образовательных подходов. Например, независимая деятельность составляет около 80% работы, а деятельность, направленная на учителя, составляет 20%. Обратные проценты, как правило, справедливы для традиционного образования. Специальные среды позволяют детям выполнять различные задачи, которые вызывают размышление об отношениях. Каждый аспект учебной программы включает в себя творческое изобретение и тщательный, продуманный анализ. При просмотре результатов обучения на каждом уровне необходимо подчеркнуть, почему и как учащиеся достигают определённых знаний, это столь же важно, как и то, что они уже знают.
Материалы Монтессори
Наиболее распространенными примерами являются среды Монтессори, подготовленные для детей в возрасте 3-6 лет. В этот формирующий возраст ребенок укрепляет себя как индивидуального существа. Окружающая среда создается как мост между домом и более широким миром. Монтессори назвала это место «Casa dei Bambini» или Детским домом. Первые материалы, с которыми ребенок сталкивается в этой обстановке, — это «практическая жизнь». Это повседневная деятельность, знакомая ребенку из его дома, то есть те домашние дела, которыми занимаются его родители. В то же время, помогая независимости ребенка, приобретая определенный навык, основная цель этих действий — помочь ребенку развить его способность концентрироваться и координировать свои движения.
Другими областями учебной программы для детей этого возраста являются «сенсорные» материалы, математика, язык и культура. Сенсорные материалы отвечают тому, как ребенок учится в этом возрасте — через чувства, а не интеллект. Существуют материалы для уточнения каждого смысла, причем каждое действие изолирует одно особое качество, например цвет, размер, громкость, вкус или вес. Например, материал, известный как «Пирамидка», состоит из десяти розовых кубов разного размера. 3-летний ребенок строит башню с самым большим кубом внизу и самым маленьким сверху. Это занятие помогает детям понимать размер. Кубики имеют одинаковый цвет и текстуру; единственное различие — их размер. Другие материалы продвигают различные концепции: цветные кубики для цвета, различные геометрические формы и т. д.
По мере продолжения исследования ребенком материалы связываются и опираются друг на друга. Позже раскрываются новые аспекты некоторых материалов. Например, при изучении объема ребенок может вернуться к «Пирамидке» и обнаружить, что его кубики прогрессируют постепенно от одного кубического сантиметра до одного кубического дециметра. В дошкольный возраст, когда ребенок подвергается сенсорной информацией, эти материалы помогают детям упорядочить и осмыслить окружающий мир и усилить его восприятие.
Способность подсчитывать или вычислять, писать или читать — побочные продукты образования ребенка в этой подготовленной среде, а не цель. Благодаря работе с различными сенсорными материалами ребенок усовершенствует свою дискриминацию по размеру до такой степени, что он хочет знать, насколько крупнее один объект другого. Естественно, отсюда вытекает математика. Когда ребенок достигает этой точки, ему нужно познакомиться с концепцией чисел, чтобы поддерживать их интерес.
При довольно ощутимых плюсах, у педагогики Монтессори, как и у других методов образования, существуют минусы.
Вот некоторые из них:
Методика создана не для развития у ребёнка творческих способностей, воображения, общения.
Монтессори считала, что игрушки не дают ребёнку освоиться в реальном мире, хотя доказано, что это не так.
Педагог играет последнюю роль в образовании Монтессори, что может негативно сказаться во время учёбы в школе, где учитель должен быть авторитетом.