Персональный сайт воспитателя

Автономной некоммерческой организации дошкольного образования

"Частный детский сад "Монтессори"

 Пфаненштель Анны Евгеньевны

Наш сад-огород

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «МОНТЕССОРИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

 Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Наш сад-огород» с использованием

системы М. Монтессори

           

       

     

Разработчик: ПфаненштельА.Е.,

 воспитатель

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск - 2019

 

Содержание

Паспорт проекта

 

1. Обоснование актуальности педагогического проекта

 

1.1 Цель и задачи

 

2. Содержание реализации проекта

 

2.1 Этапы реализации проекта

 

2.2 Механизмы реализации проекта. Дорожная карта проекта.

Взаимодействие с родителями

 

3.  Результаты реализации проекта

 

4. Перспективы

 

Список литературных источников

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Наш сад-огород» с использованием

системы М. Монтессори    

Автор проекта

Пфаненштель А.Е., воспитатель

Вид проекта:

- по доминирующему виду проектной деятельности

практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности

- по содержанию

 Интегративный (несколько образовательных областей)

- по составу участников

групповой

- по продолжительности

долгосрочный

Целевая аудитория

Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года), воспитатели; родители, помощник воспитателя

Сроки реализации проекта

октябрь 2017 г. – сентябрь 2018г.

Актуальность

 Реализация условий ФГОС ДО по созданию такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы в полной мере способствовала практическому познанию действительности.

Цель проекта:

Создание оптимальных психолого-педагогических условий познавательного развития в процессе вовлечения детей в практическую деятельность по реализации проекта «Наш сад-огород»

Задачи проектадля педагога:

·        - проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по изучаемой теме;

·        - разработать план реализации проекта;

·         - создать развивающую среду для апробации детьми новых для них видов упражнений практической жизни: работа в саду, огороде, цветнике;

·        - подготовить оборудование и дидактический материал по системе Монтессори;

- совместно с родителями определить основные этапы реализации проекта.

Задачи проекта для детей:

- организовать взаимодействие с родителями;

·        - вызвать интерес к окружающему миру,

·        - формировать представления о природе;

·        - познакомить с особенностями строения и условиями роста растений;

·        - привлекать к совместной со взрослыми деятельности по выращиванию растений;

·        - учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;

·        - формировать начальные предпосылки поисковой деятельности;

·        - воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

·        - развивать эмоциональную отзывчивость;

·        - формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;

·        - обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

·        - развивать творческие способности детей, любознательность;

- развивать умение наблюдать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Гипотеза

Процесс познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Наш сад-огород» с использованием системы М. Монтессори будет протекать более успешно если:

- разработать и поэтапно реализовать программу проекта «Наш сад-огород»

- создать соответствующую развивающую среду;

- в основу реализации проекта положить универсальные характеристики детства по М.Монтессори;

- организовать взаимодействие с родителями;

Методы работы

- наглядные: показ, наблюдение, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий

- словесные: беседы;чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, словесные инструкции;

- опытно-практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя, ребенка и родителей, выполнение трудовых поручений

- игровые: дидактические игры; игры с монтессори-материалом

-творческие: рисование, лепка, оформление букета;

Ожидаемые результаты:

-созд- Выявление и реализация необходимых психолого-педагогических условийпознавательного развития в процессе вовлечения детей в практическую деятельность по реализации проекта «Наш сад-огород».

- Пополнение экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивания растений из семян.

- Освоение новых упражнений практической жизни: научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

- Формирование основ знаний о росте растений в комнатных условиях.

- Развитие инициативы и самостоятельности.

- Развитие познавательных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией).

- Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

·                  - Формирование начальных предпосылок поисковой и исследовательской  деятельности.


  1. Обоснование актуальности педагогического проекта


 

Проект создать – не поле перейти,

Мы не искали легкого пути,

Но получилось все, хоть мы совсем не боги,

Мы просто Монтессори-педагоги…

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

В условиях реализации ФГОС ДО огромная роль отводится созданию такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы в полной мере способствовала практическому познанию действительности. В последней редакции Инновационной Программы дошкольного образования «От Рождения до школы» предлагается новая образовательная технология - пространство детской реализации, которая является преемственной от   образовательной программы нашего детского сада «Монтессори».

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. Она считала, что ребенок обладает важным свойством — впитывающим разумом, то есть способностью запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых – создать условия для такого «впитывания».

Одним из важных условий познавательного развития является включение ребенка в практическую деятельность, которая позволяет проследить весь процесс от начала и до конечного результата. И именно предложенный проект «Наш сад-огород» был направлен на практическое познание детьми окружающего мира и соотнесения своих трудовых действий с наблюдениями за результатами.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок-дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов летом и осенью для ребёнка –праздник и награда за его терпение и труд.

Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидоров, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 

1.2. Цель и задачи

Цель проекта: Создание оптимальных психолого-педагогических условий познавательного развития в процессе вовлечения детей в практическую деятельность по реализации проекта «Наш сад-огород».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи для педагогов:


  • проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по изучаемой теме;
  • разработать план реализации проекта;
  • создать развивающую среду для апробации детьми новых для них видов упражнений практической жизни: работа в саду, огороде, цветнике;
  • подготовить оборудование и дидактический материал по системе Монтессори;
  • совместно с родителями определить основные этапы реализации проекта.


Задачи для детей:


  • вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе;
  • познакомить с особенностями строения и условиями роста растений;
  • привлекатьк  совместной со взрослыми деятельности по выращиванию растений; учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
  • развивать творческие способности детей, любознательность;
  • формировать начальные предпосылки поисковой деятельности;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
  • развивать умение наблюдать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.


Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г. – октябрь 2018г.

Участники проекта: Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года), воспитатели; родители, помощник воспитателя


  1. Содержание реализации проекта


Для реализации проекта  были использованы следующие формы работы по проектной деятельности:


  • Ежедневное коллективное занятие в кругу.
  • Свободная работа детей с монтессори-материалами.
  • Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых


передается способ деятельности с материалом(они проводятся во

время свободной работы детей с материалами).


  • Творческие занятия в малой группе детей (8–12 человек) одного возраста или разных возрастов в зависимости от целей занятия, его содержания и уровня развития детей группы.
  • Общие групповые образовательные события.
  • Целевые прогулки; экскурсии.


2.1. Этапы реализации проекта.


  1. Подготовительно теоретический этап (октябрь-март 2017 г.)
  • Теоретический анализ проблемы познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Наш сад-огород» с использованием системы М. Монтессори.    
  • Изучение практического опыта использования метода проектов в образовательном процессе педагогами ДОУ.
  • Обсуждение плана проекта и предполагаемых результатов с родителями, разработка проекта.
  • Создание развивающей среды для опытно-практической деятельности детей по реализации проекта «Наш сад-огород»
  1. Практический этап (мартсентябрь 2018 г.)
  • Подготовка мероприятий проекта.
  • Практическая реализация дорожной карты проекта с учетом интеграции образовательных областей.
  • Осуществление педагогической диагностики по выявлению эффективности педагогического проекта.
  1. Обобщающий этап (октябрь 2018 г.)
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации проекта.
  • Формулирование выводов, рекомендаций и перспектив.


 

2.2. Механизм реализации проекта.

 

Дорожная карта проекта

 

Месяц

Тема

Мероприятие

Март

Сеем - сеем, посеваем.

- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

 - Презентация работы с материалом: как сеять семена.

- Упражнения с монтессори-материалами

- Разбивка огорода на подоконнике.

 - Практическая деятельность и трудовые поручения, посадка лука, фасоли, пшеницы.

 - Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

 - Коллективное занятие- утренний дидактический круг: «Для чего растению семена?»,

«Овощи», «Солнце, вода и земля - растений лучшие друзья»;

- Чтение и разучивание стихов, загадок, поговорок, песен;

- Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

- Подвижная игра «Собери все предметы»,

-Художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему: «Овощной суп», лепка на тему: «Лучок»

-  сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».

 - экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами лука, гороха, огурцов, цветов.

Апрель

Наше чудо на окне

- Коллективное занятие- утренний дидактический круг: «Как растения впитывают воду?»

- Общие групповые образовательные события:чтение сказки «Сказка о зеленом огурчике»

 - Творческие занятия в малой группе

по теме:  «Жили-были овощи», «Семена», «Первые всходы».

- Создание и оформление коллажа «Наше чудо на окне»

- экспериментирование:  ежедневные наблюдения за всходами лука, гороха, огурцов, цветов.

- заполнение Дневника наблюдений «Цикл роста».

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое огород?

Коллективное занятие- утренний дидактический круг:  «Огород на окне переносится на участок детского сада».

- Общие групповые образовательные события:Чтение сказки «Терапевтическая сказка о полезных овощах»

- Заполнение Дневника наблюдений «Цикл роста»

- Разбивка грядок на огороде

- Совместная деятельность с родителями, высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт

 - Планирование дальнейших мероприятий на летний период по уходу за растениями в огороде.

- Индивидуальные трехступенчатые уроки «Овощи, фрукты»

 - Д\игра «Найди пару»

 - Свободная работа детей с монтессори-материалами: Биологический комод: дерево, листок, яблоко, цветок, насекомые: бабочки, кузнечик.

Июнь

Сад-огород – требует уход

·         - Коллективное занятие - утренний дидактический круг: «Как растет растение»

- Творческие занятия в малой группе

·        по теме: «Волшебная корзинка»

-Индивидуальные трехступенчатые уроки:рассматривание схемы прорастания лука.

- Наблюдение на прогулке за ростом растений в огороде, цветением, плодами в саду. Анализ изменений.

-Освоение новых видов упражнений практической жизни: срезание укропа ножницами; полив растений; и другая посильная работа в саду, огороде, цветнике;

- Заполнение Дневника наблюдений «Цикл роста»

- Разгадывание загадок об овощах.

- Пальчиковая гимнастика «Овощи фрукты».

Июль

Во саду ли в огороде

·         - Коллективное занятие - утренний дидактический круг: «Полезные овощи в нашем рационе».

·        -Творческое занятие в малой группе по теме: «Морковка для зайчика»

·        - Освоение новых видов упражнений практической жизни: посильная работа в саду, огороде, цветнике;

- Разучивание стихотворений о луке

- Наблюдение на прогулке за ростом растений в огороде, цветением, плодами в саду. Анализ изменений.

-Чтение стихотворений о свекле, картошке

- Творческие занятия в малой группе по теме: «Жили-были овощи»,

- Свободная работа детей с монтессори-материалами: Биологический комод: дерево, листок, яблоко, цветок, насекомые: бабочки, кузнечик.

- Индивидуальные трехступенчатые уроки «Уход за растениями»

 

Август

Ягодки – на ветке, овощи – на грядке

- Коллективное занятие - утренний дидактический круг: рассматривание выращенных цветов, овощей, фруктов, ягод;

- Индивидуальные трехступенчатые уроки: «Съедобное, несъедобное»

- Общие групповые образовательные события:

- Чтение сказки «Сказка про овощи», Экскурсия по саду 

- Д\игра лото «фрукты-овощи»

- Разучивание стихотворений об овощах;

- Совместные игры-забавы «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек»

- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах и фруктах.

- Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

- Свободная работа детей с монтессори-материалами: лепка «Овощи и фрукты»

Сентябрь

Собираем урожай

- Совместно с родителями сбор урожая.

 - Беседы «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Витамины в саду и на грядке»

 - Выставка детских творческих работ (рисование) «Лук от всех недуг», (лепка) «Мой любимый овощ».

 -  Организация мини-музея «Что нам осень принесла»

Портфолио детских работ: рисунки, гербарий, фотографии детских работ, фотографии труда ребенка на огороде.

 - Оформление фотоальбома «Наш веселый огород».

- Общие групповые образовательные события: 

Организация досуга «Овощные посиделки»;  «Осенний букет».

Октябрь

 

Педагогическая диагностика достижений детей.

Заполнение и анализ индивидуальных карт достижений ребенка. Констатация конечного результата

 

 

Взаимодействие с родителями

 

Месяц

Формы работы

Октябрь-январь

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение родителей к проектной деятельности и к совместной деятельности по реализации проекта «Наш сад огород».

Привлечение родителей в создании развивающей среды для реализации проекта.

Консультации «Что такое детское проектирование?» «Совместный проект «Наш сад-огород»

Февраль

Консультация для родителей «Самостоятельность в быту».

Привлечение родителей к созданию банка семян растений.

Март

Консультация для родителей «Домашний огород на окне».

Наблюдение за ростом рассады.

Апрель

Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Май

Взаимодействие воспитателя, родителей детей по планировке участка, разметке и вскапыванию грядок, высаживанию рассады и посеву редиса, моркови, свеклы. Побелка деревьев.

Июнь

Взаимодействие воспитателя, родителей детей по высаживанию рассады огурцов, помидор, перца, капусты, цветов.

Июль

Совместная работа: полив растений, прополка грядок, рыхление почвы, сбор ягод

Август

Совместная работа: полив растений, прополка грядок, рыхление почвы, сбор ягод

Сентябрь

Совместный сбор урожая.

 

Выставка проектных продуктов. - Оформление фотоальбома «Наш веселый огород».

Общие групповые образовательные события:  Организация досуга «Овощные посиделки»; «Осенний букет».

Октябрь

Ознакомление родителей с индивидуальными картами достижения ребенка

 


  1. Результаты реализации проекта


В ходе реализации проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивались эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

 На протяжении всего проекта дети стремились к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 

Дети и родители поучили удовольствие от результатов практической деятельности в процессе дегустирования плодов с огорода и сада. Все выращенные овощи, фрукты, ягоды, зелень использовались в приготовлении еды как в детском саду, так и дома.

Родители получили осознание того, что совместная трудовая деятельность объединяет, роднит, укрепляются детско-родительские отношения.

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 


  1. Перспективы дальнейшего развития проекта


Проведенная работа по реализации проекта и достигнутые положительные результаты в познавательном развитии детей позволили нам наметить перспективы дальнейшей деятельности в данном направлении. В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба»

 

 

Список литературах источников:


  1. Борисова, О. Ф. Детский сад по системе Монтессори. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования / О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен. - М.: Национальное образование, 2015. - 192 c.
  2. Монтессори, М. Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг) / М. Монтессори. - Москва: РГГУ, 2011. - 604 c.
  3. Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. - М.: Прайм-Еврознак, ВКТ, 2011. - 192 c. Пляс, М. 100 упражнений по системе Монтессори для подготовки вашего ребенка к чтению и письму / М. Пляс. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. - 120
  4. Пляс, Мари-Элен 100 упражнений по системе Монтессори для подготовки ребенка к чтению и письму / Мари-Элен Пляс. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 224 c.
  5. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребенком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. - Москва: Высшая школа, 2014. - 192 c.
  6. Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, Гелеос, 2014. - 219
  7. Фаусек, Ю. И. Детский сад Монтессори / Ю.И. Фаусек. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011. - 240 c.
  8. Фаусек, Ю. И. Детский сад Монтессори / Ю.И. Фаусек. - Москва: Наука, 2011. - 240 c.
  9. Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. - М.: Эксмо, 2012. - 208 c.
  • Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  • Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
  • Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  • Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  • Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  • Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. –96 с.
  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  • Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  • Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
  • Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
  • Домашняя школа Монтессори. Семья. Дикие животные. Для детей 2-4 лет. - М.: Карапуз, 2013. - 926


 

Приложение

Творческое занятие в малой группе по теме: «Морковка для зайчика»

(младший дошкольный возраст 3-4 года)

 

Цель: расширять представления детей об овощах (о морковке). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Учить катать пластилин «колбаской», закреплять свойства материала.

Задачи:

обучающая: дать детям элементарные представления об овощах (морковки);

развивающая: учить скатывать пластилин между пальцами «колбаской»;

воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

 

Материал:пластилин оранжевого цвета; пластилин зелёного цвета в брусках; натуральныеовощи; чудесные мешочки; игрушка-зайчик; корзиночка для зайчика; корзина.

 

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, отгадываниезагадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайкабеленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».

 

Ход занятия

 

Со звоном колокольчика дети собираются в круг,рассаживаются на ковриках.

Воспитатель:«Колокольчик поет,всех ребят на круг зовёт.»

 

«Сели дети в кружочек,

Взяли за руки дружочка.

Улыбнулись Вы иЯ,

Потомучто мы друзья!»

 

Воспитатель:Я вам что-то приготовила сегодня (под салфеткой овощи). А что это попробуйте угадать.

Дидактическое упражнение «Узнай овощи на ощупь». Для этого под салфеткой руками потрогаем, а глазами не подсматриваем. (Дети трогают и называют: картофель, морковка, огурец) Воспитатель помогает и обобщает –это овощи.

Воспитатель: Мне понравились ваши ответы, и я предлагаю узнать, какие сюрпризы для вас лежат в мешочках.

Найдите в мешочке репку! Какая репка? Репка желтая, круглая.

Найдите в мешочке помидор! Какой помидор?  Помидор красный, круглый.

Найдите в мешочке капусту! Какая капуста? Капуста зеленая, круглая.

Это овощи. Овощи растут на грядке в нашем огороде. Овощи вкусные и полезные для организма.

Дети, найдите в мешочке орешек. А теперь сделаем массаж ладоней.

Дети держат орешек между ладоней и выполняют круговые движения. Потом сжимают и разжимают орешек правой и левой рукой.

 

Воспитатель: я приглашаюваш на тропинку здоровья.

 

Подвижная игра «В огород мы пойдём»

В огород мы пойдём

Урожай соберём.

Мы картошки накопаем

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

(дети выполняют движения по тексту стихотворения, помогаютсобирать овощи в корзину)

 

Воспитатель:Дети, нас должен встречать зайка, но его нет. Давайте позовём его.

Наверно, зайка боится нас, давайте сделаем ему друзей зайчиков.

 

Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?(дети находят зайчика).

Воспитатель: Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся. Откуда же зайка прискакал?

Воспитатель: Что любит есть зайчонок?

Воспитатель: Давайте угостим нашего зайку морковкой, которую мы

вырастили на огороде.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу морковку».  Посмотрите, что мы приготовили в мисках – это овощи. Надо попробовать на вкус и узнать морковку. (Дети закрывают глаза, воспитатель предлагает пробовать овощи).

Воспитатель: Угостите зайку морковкой.

Зайчонку одной морковки мало. Где мы возьмем еще морковок? (дети смотрят на материалы предлагают слепить)

Работе в творческой зоне.

Лепка морковок.

Контроль ошибок.

Особый интерес:

Воспитатель: Давайте сравним у какой морковки самый длинный хвостик.

Повторение правила: «Поработал-убери».

Воспитатель: - Дети, зайка вырастил для вас самую большую морковку, но она не простая. Давайте посмотрим, что внутри?

Дети открывают морковку и достают кубики. Воспитатель обращает внимание детей на цвет и размер кубиков.

Воспитатель: - Дети, наш зайка строил розовую башню и не знает, как достроить. Давайте поможем зайке! Посмотрите у кого самый большой кубик, у кого кубик поменьше, у кого ещё меньше, а у кого самый маленький?

Дети строят розовую башню, радуются успеху.

Свободная работа с Монтессори-материалом в творческой зоне.

Звенит колокольчик, собирая всех на Круг.

«Колокольчик поёт, всех ребят на сказку зовёт».

Минута сказки (в кругу): «Заюшкина избушка».

 

 

Творческое занятие в малой группе по теме:  «Корзина с овощами»

(младший дошкольный возраст)

 

Прямая задача: правильно разложить и приклеить самостоятельно силуэты овощей на корзинки.

Косвенная задача: сравнение и анализ предметов: форма, величина, цвет; знакомство с овощами; развитие концентрации внимания, координации движений, аккуратности, уточнения зрения.

 

Материал: корзинки для каждого ребенка, заготовки овощей разного цвета для каждого ребенка, кисти, клей, салфетки, клеёнки, подставкидля кисточек.

 

Ход деятельности:

 

 Часть 1. Занятие «на круге»

 

          Организация детей.

- Колокольчик поет,

Всех друзей на круг зовет.

 

Приветствие:

Дети с воспитателем стоят в кругу, держась за руки.

- Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады (дети сходятся в круг),

Все друг другу рады!

Все мы здесь.

Улыбнись скорее

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет веселее!

 

Пальчиковая игра с элементами самомассажа:

Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми

Как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы потрем и здоровье сбережем,

Улыбнемся снова – будем все здоровы!

 

Воспитатель: Дети, вы так весело приветствовали друг друга. Я рада всем вам! И приготовила сегодня для вас корзинку. Посмотрите, что в ней лежит? (рассматривание и называние овощей, определение цвета, формы). Это овощи, которые мы с вами вырастили на нашем огороде.

- Что мы можем приготовить из овощей?

- Мы можем приготовить из овощей вкусный салат – винегрет. Но вот незадача овощей у нас мало, для салата не достаточно. Я предлагаю вам  помочь мне собрать такие же корзиночки с овощами. Поможете?

Часть 2. Работа в творческой зоне.

 

Ходьба по дорожке здоровья.

 

Воспитатель предлагает детям пройти за столы в творческую зону.

 

Воспитатель: Посмотрите, у каждого в лоточке есть готовые формы овощей.Будьте очень внимательны, в свои корзиночки нужно приклеивать толькоте овощи, которые есть в моей корзинке. Вспомним, что же было в моей корзинке? (Дети перечисляют овощи и смотрят в своилоточки, сравнивая, есть ли у них такие же)

 

Алгоритм действий.

 

- Берем готовую форму, переворачиваю её цветной стороной вниз, кладу на клеёнку. Затем беру кисточку и обмакиваю её в клей,пальчиком придерживаю форму. Намазываю клеем и прикладываю её ккорзинке, прижимаю салфеткой, для того, чтобы убрать излишки клея.

 

Самостоятельная работа.

Контроль ошибок.

 

Часть 3. Свободная работа с монтессори-материалом в творческой зоне.

 

Ритмическая пауза.

 

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Тут морковка, чесночок.

 

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

 

- Колокольчик поет

Всех друзей на круг зовет

 

 

Часть 4. Занятие на «круге»

Минута сказки в кругу.

 

Мы ворота открываем

В гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается

Сказка начинается…

 

Сказка «Веселый огород»

Однажды щенок шел по огороду иповстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песикувидел зеленое и пупырчатое существо. Кто это? Так это же огурец,настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Онбыл спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! Авот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки нежарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцувыставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это жележебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты.Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого изеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, асама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперьщенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ – овощи!

 

Прощание друг с другом до следующего занятия.

 

 

 

 

Сказки

Сказка «О Зеленом Огурчике»
Жил – был зелёный Огурчик. Скучно ему стало на своей грядке, и решил он отправиться в путешествие. Проходя мимо соседей своей грядки, встретил он Горошинку.
– Куда путь держишь? – поинтересовалась она.
– Да вот решил на белый свет посмотреть, – ответил Огурчик.
– Возьми меня с собой, – попросила Горошинка.
– Пойдём, – согласился Огурчик.
И отправились они дальше вдвоём. Ведь вместе веселее путешествовать. Шли они, шли и встретили куст картофеля. Стоит он и горько – горько плачет.
– Что случилось? – спросил зелёный Огурчик.
– Прилетел колорадский жук, отложил на листочке моего куста яйца, из них скоро выйдут личинки и будут, меня есть, – сказал, не переставая плакать, Картофель.
– Как мы можем тебе помочь? – поинтересовались путешественники.
– Возьмите лейку с разведёнными в ней химикатами, полейте меня, яйца погибнут, а колорадский жук на куст уже больше не сядет. К осени вырастет много вкусных, крупных клубней картофеля.
Так они и сделали. Картофель поблагодарил Огурчика и Горошинку, и они пошли дальше. Вскоре они услышали крик о помощи:
– Помогите!!!
Это кричала Капуста. Она рассказала им, что от сильного ветра оторвалась доска от забора и если её не прибить на место, то, гуляющие рядом с огородом, козы проберутся в огород и полакомятся свежими зелёными листочками капусты. Оказав помощь капусте, наши путешественники отправились дальше в путь.
Подойдя к грядке моркови, они увидели, как огромная полевая мышь готовилась пообедать спелыми оранжевыми корнеплодами. Зелёный Огурчик и Горошинка оказали помощь и моркови – прогнали мышь.
Стало темнеть и Огурчик с Горошинкой подумали, что им пора возвращаться домой. Но в это время они увидели стаю шумных воробьёв, которая приближалась всё ближе и ближе. Они бросились искать себе убежище и услышали:
– Прячьтесь сюда.
Они спрятались под большими листьями капусты. Воробьи их не заметили и пролетели мимо.
Тем временем зелёный Огурчик и Горошинка благополучно вернулись домой.

«Веселый огород»

Это короткая сказка про овощи. Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

«Сказка про овощи»

(смешная)
Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет... А тут слышит, что овощ с ним разговаривает. - Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! - Вот чудеса, - говорит дед, - а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду. Тянет-потянет... - Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, - ответила деловито бордовая дама. - Как же так, - говорит дед, - опять перепутал. Вот я старый болван. Ну пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. - Ты, наверно, репка, - обратился дед к очередному овощу. - Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. - Вот дела, - пробормотал дедушка, - ох, старость - не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? - Да вот же я, - воскликнула репка, - сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. - Наконец-то, - обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других.

"Спор овощей"

Это осенняя сказка про овощи.
Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: "Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!" "Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся". Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. - Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. - А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг. - А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. - Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: "Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали".

Терапевтическая сказка о полезных овощах.

Часть первая
Эта сказка про овощи прекрасно подойдет тем детям, у которых есть проблемы с едой. Примерный возраст - от 3,5 лет. Беседы о вкусной и здоровой пище, а также о вредной еде нравятся многим детям. Главное, чтобы они были интересными. Если вы рассказываете терапевтическую сказку, то не следует использовать имя вашего ребенка для главного персонажа.
Катя, как обычно, гостила у бабушки в период летних каникул. Ей очень нравилось в этой деревне. Яркое и теплое солнышко всегда поднимало настроение, а в чистой речке всегда можно было вдоволь искупаться. Только вот Катя очень часто капризничала и не слушалась бабушку. Она не хотела кушать приготовленные блюда из овощей и фруктов. Девочка отказывалась их есть и говорила: "Это я не хочу, это не буду. Вот это зелененькое я не ем, а вот это красненькое убери". И все в таком духе. Конечно, это сильно расстраивало бабушку, ведь она так старалась для любимой внучки. Но Катенька ничего не могла с собой поделать.
Терапевтическая сказка о полезных овощах.
Часть вторая
Однажды девочка вышла на улицу и услышала, что на огороде кто-то разговаривает. Она подошла поближе к грядкам и была очень удивлена. Овощи спорили между собой. - Я главнее всех на свете, - выступил картофель, - я способен насытить весь организм и дать силы на целый день. Благодаря моим полезным свойствам каждый ребенок будет долго бегать, прыгать, скакать, и ничуть не устанет. - Неправда, я самая важная! - заявила красивая оранжевая морковь. Вы даже не представляете, сколько во мне бета-каротина – супервитамина. Он полезен для зрения. - Хм, - подумала Катя, - наверное, бабушка очень любит морковку, раз до сих пор вяжет и читает без очков. А в это время овощи продолжали спорить: - Дорогая подружка, - подключилась к разговору тыква, - не думай, что ты одна богата бета-каротином. Во мне его тоже предостаточно. Я помогаю людям справляться с осенними недугами. А еще во мне витамин C содержится. - Я тоже имею такой витамин, - игриво ответил красный перец, - во мне его гораздо больше, чем в цитрусовых. - Нет, ребята, вы, конечно, важны, но я все-таки самая главная! - сказала капуста брокколи. - Меня можно есть не только вареной, жареной или тушеной, но и сырой. Во мне содержатся самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный. - Друзья, все вы конечно правы, но без меня блюда получаются не такие вкусные. - сказал лук басом, - и я могу вылечить человека от разных болезней. И тут овощи заметили, что кто-то за ними наблюдает, и тотчас прекратили свой спор, как будто и не разговаривали вовсе. - Вот это чудеса! - тихонько сказала Катенька. - И тут бабушка позвала внучку кушать. Катя поняла, что очень проголодалась, и побежала мыть руки. Когда девочка увидела, что на завтрак ее ожидала тыквенная каша, то очень обрадовалась. Ей захотелось самой перепробовать все овощи и выбрать, кто из них главнее и вкуснее. Катя решила, что теперь будет с удовольствием кушать бабушкины салатики и кашки и станет красивой и здоровой.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заключает воспитатель.

Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Игра в слова
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Где что зреет?»
Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.
Игровые действия:
На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игры
Подвижная игра «Вкусный обед»
Задачи:
• Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу;
• Учить ритмично двигаться под музыку – Музыка;
• Закреплять знания о профессии повара, продуктах, содержащихся в кулинарных блюдах, разновидности витаминов – Познание;
• Формировать навыки безопасного поведения во время бега – Безопасность;
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (есть овощи и фрукты, содержащие витамины) – Здоровье;
• Формировать самостоятельность в расстановке и уборке физкультурного инвентаря – Труд;
• Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками, умение взаимодействовать в коллективе сверстников – Социализация;
• Воспитывать желание общаться со взрослым в двигательной деятельности, поддерживать интерес к подвижной игре с речевым сопровождением – Коммуникация.
Ход игры:
Педагог:
Ребята, скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Румяные котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
Дети: Повар.
Педагог: Где работает повар?
Дети: В детском саду, школе, столовой, кафе.
Педагог: Каким должен быть повар?
Дети: Знать много рецептов, сильным, любить свою профессию, опрятным.
Педагог: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты?
Дети: В них есть витамины.
Педагог: Какие витамины вы знаете?
Дети: А, Б,С.
Педагог: Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ?
Дети: Из овощей.
Педагог: А еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота?
Дети: Фрукты (яблоки, груши, абрикосы, виноград)
Педагог: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Можно я буду поваром, а вы – возьмёте на себя роли овощей и фруктов. Выберите себе медальон, наденьте и рассмотрите его.
Дети выбирают медальоны, взрослый надевает поварской колпак и фартук.
Педагог: Я напоминаю вам правила игры:
1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.
2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;
3. Повар похвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою кастрюлю.
Педагог: Продукты собрались вокруг повара и взялись за руки:
Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:
Ты, наш повар, не ленись!
За обед скорей берись.
Ты почисти нас быстрей,
Чтобы был обед вкусней.
Приготовишь ты сейчас:
Вкусный борщ, компот из нас.
После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.
Педагог: Проверьте себя и своих товарищей, правильно ли вы заняли место!
И я проверю, все ли вы продукты правильно положили в борщ и в компот. Вы правильно приготовили блюда. А теперь нужно быстро выбрать себе пару и обменяться медальонами.
Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.
Оценка педагогом деятельности детей:
Педагог: Весело мы с вами поиграли. Вы отлично справились с заданием повара. Показали хорошие знания об овощах и фруктах, умеете безопасно бегать. Мне понравилось ваше общение, когда вы обменивались медальонами.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

 

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

Стихотворения

От морковки толку больше,
Чем от пепси и конфет.
Всем она приносит пользу
И цены ей просто нет.

«Про морковь»
Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод
Уважает весь народ.
В блюда первые кладут
И в зажарки, и в салаты.
Подружитесь с ней ребята.
Чтобы зубки не болели
И всегда во рту белели,
Крепкие, здоровые
И к еде готовые.

«Стих про кислую капусту»
Люди кислую капусту
И хрустящую, допустим,
Все почти что, любят кушать.
Ее варят, жарят, тушат,
Часто ложат в пирожки
Из просеянной муки.
И в салат она годится
Очень вкусная вещица.

«Стих о капусте»
Без капусты, каждый знает,
Украинский борщ не варят.
Ее свежею бросают,
И не тушат, и не жарят,
А из кислой ? варят щи ?
Вкусные, как и борщи!
«Стишок о пользе капусты»
Ее на зиму шинкуют,
Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно,
Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает
И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна –
Она нам всегда нужна.

«Луковое счастье»
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!
«Про лук»
Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

«Чудо-помидор»
Наши чудо – помидоры,
Созревают, но нескоро
И мы будем есть их вволю,
Посыпая крупной солью.
Угощать друзей, подруг
Помидор наш лучший друг!

«Чудо-овощ»
Наш любимый помидор –
Это просто чудо овощ.
Нам известен с давних пор
Прибавляет всем здоровья.
Он растет в полях на грядках
Красный-красный, кисло-сладкий.
Мы зимой о нем тоскуем,
Ну а осенью смакуем.
Консервируем и солим,
Чтобы после кушать вволю.
Таким образом, весь год
Помидор к столу нас ждет!

«Про помидор»
Любят дети сок томатный
Кисло-сладкий и приятный.
В первых блюдах и в салатах
Мы используем томаты.
Мир реально б обеднел,
Если б помидор не ел.
Наш бы стол скуднее стал,
Если б помидор не знал.
Вот поэтому томаты
Людям дороги ребята.

«Про горох»
Он не вырасти не мог
Наш любимый царь горох.
Посадила его мама
Нам на радость
Вместе с нами.
Быстро мы его склевали,
Даже вырасти не дали.
Вместе со стручками съели,
Потому, что так хотели!
****
До чего же он хороший,
Первый сладенький горошек.
Малышам и взрослым детям
Он из грядок шлет приветик.
Соблазняя нас стручками
С каждым утром все сильней.
Только даст команду мама,
Уберем его мы сами.

«Про картошку»
Без картошки жить на свете,
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда,
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

«Вкусная картошка»
Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!

«О свекле»
Без свеклы борща не сваришь,
Винегрет не приготовишь.
Этот овощ нам товарищ
И салатом быть готовый.
В любом виде, в разных блюдах
Он покажет свою удаль -
Не капризный корнеплод,
Пусть на радость нам растет.

«Про лук»
Удивительная штука
Горько плачут все от лука
Ты съедай его скорей
Сразу станешь здоровей.

«Про огурец»
К солнцу тянутся, к теплу,
Позже к нашему столу
Так и просятся в салат.
Налетай, хрусти, ребята,
Огуречные салаты.
Масса нужных в них веществ,
Для людей полезных есть.