Персональный сайт воспитателя

Автономной некоммерческой организации дошкольного образования

"Частный детский сад "Монтессори"

 Пфаненштель Анны Евгеньевны

Организация пространства

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для творчества в детском саду «Монтессори»

«…Создайте вокруг ребенка такую развивающую среду,

чтобы, попадая в нее, он мог начать учиться самостоятельно.

Детям очень важно быть самостоятельными».

Мария Монтессори


Творчество в Монтессори является частью исследования.

 В Монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один детский сад.

Искусство не может считаться единственным творческим выходом для ребёнка.  Творчество – это сама жизнь, а не только произведения искусства, музыки и литературы. Мы должны убедиться, что у ребёнка есть возможность для проявления своего творческого начала в любой деятельности.

Всё что угодно может стать и должно стать источником для творческого процесса построения себя. Через исследование многих материалов ребенок может обнаружить свои возможности. Важным является не только результат, но и сам процесс. Мария Монтессори считала, что творчество – создание от того, что известно, и от того, что было понято, до новой формы и нового видения того, что уже постигнуто.

Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки, и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.

Условия для развития творческих способностей ребенка:


o окружающая обстановка, которая стимулирует и опережает развитие ребенка; отсутствие регламентации в деятельности малыша;

o творческая личность, как пример, который вдохновляет, помогает и стимулирует ребенка к творчеству;

o поддержка и постоянное подкрепление творческих поисков, новых открытий.

Что касается свободного творческого потока то в этом процессе, ребенок делает массу открытий: к примеру, что заточенный карандаш рисует, а сломанный нет, что сухие краски не оставят своего следа, а мелок – всегда. Детали и техника в этот период не имеют большого значения.

Если вы хотите убить творчество в ребенке, то вот вам короткая инструкция:

o усадить ребенка за стол (когда хочется покатать машинку)

o вручить карандаш (а хочется кисточку)

o что-то показывать, объяснять, негодовать, потому что ребенок делает не так, как хотелось бы.

Все! С рисованием будет покончено!

Необходимо:

Поддерживать в ребенке удовольствие и радость от рисования, от самого процесса.

Не стоит придавать большого значения окончательному рисунку — результату. Для ребенка гораздо важнее процесс, потому что он осваивает новые возможности и постигает мир. При этом не стоит восторгаться и каждой новой загогулине.

Мария Монтессори отмечала: Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь.

Про эмоциональную составляющею творчества и пример творческой личности, думаю, и так все понятно, а пока, немного примеров организации творческого пространства.

Организованное пространство в Монтессори-среде само приглашает к действию ребенка.

Когда все удобно устроено, рука ребенка так и тянется к этому.  И что немаловажно, поддерживать  порядок в организованном пространстве гораздо легче.

В зависимости от возраста ребенка, наполняемость творческого уголка будет меняться. Соответственно, чем меньше ребенок, тем меньше выбор материала, т.е. в зоне доступа только все самое необходимое для рисования и лепки.

 

Опираясь на свой многолетний опыт, мы не рекомендуем, все игры и пособия не выставлять сразу на полочки, а размещать их постепенно: сегодня разместить в лоточках одни материалы для занятий, завтра- другие. Таким образом, у ребенка каждый день будет выбор и смена впечатлений.

 Идеи для наполнения лоточков для творчества:


o карандаши и бумага

o картон, материалы для коллажа, клей

o доска с мелками

o мелки, картинка для срисовывания

o вода, акварель и акварельная бумага

o глина или полимерная пластика, мягкий пластилин, тесто, стеки, мелочи для декора

o мягкая пастель

o белый маркер и черная бумага

o цветная вода пипетка и акварельная бумага

o уголь для рисования и картон

o фломастеры

o штампики

o цветная бумага, ножницы, картон, клей

o наклейки мелкие, наклейки-точки, наклейки-фигурки

o фигурный дырокол, миска, бумага

o черный маркер и цветной картон

Примеры наполнения лоточков для творчества:


 Конечно, в российских квартирах не всегда есть возможность выделить даже целый угол для творчества, но совершенно точно можно выделить хотя бы одну полочку, где все материалы будут доступны и удобно расположены для ребенка.

Например, у нас выделен специальный низкий шкафчик на кухне, где расположены все краски, кисти, карандаши, бумага. Когда ребенок хочет рисовать, он выбирает материал и располагается за кухонным столом или на полу, в зависимости от масштаба запланированного.

 Так же у нас есть небольшая коробочка возле кровати, где лежит альбом и мелки, поскольку ребенок любит рисовать перед сном, да и я вместе с ним. А все остальные «особенные» материалы для творчества я периодически выкладываю ему на наших полочках в лотках.


И в качестве заключения:

Одного монтессори-педагога, проработавшего в разных странах мира от Китая до Новой Зеландии спросили: «Как развивать творческое начало в ребенке в условиях свободной работы?». Она ответила: «Оставь. Ребенок разберется сам. В классе просто ставят карандаши и краски.»